Некогда группа кочевых охотников пришла к берегам рек Амгунь и Амур и осела там. Со временем они сложились в отдельную народность.
С момента появления негидальцев на реке Амгунь, они постепенно заселяли долину реки Амгунь и её притоки, выходили к берегам крупных и мелких озёр. Амгунь связывала отдельные селения и родовые стойбища негидальцев.Известно, что местные жители бассейна Амгуни называли себя «амгун баюнын», что означает «амгуньский человек», а закрепившееся за ними название негидальцы – также местного происхождения.В 1945 году с Чукчагирского селения (род Чукчагиль) и селения Каменка (рода муктегиров, альчакулов, тоёмконов и аюмканов) негидальцы были перселены в село Владимировка в связи с объединением мелких колхозов.По данным переписи населения 1997 года на территории Дальнего Востока негидальцев было зарегистрировано 423 человека.По последним данным в районе имени Полины Осипенко проживает 146 негидальцев, большая часть – в селе Владимировка.
Как предполагается, предки негидальцев появились на Амгуни и Амуре уже со сложившейся родовой организацией. Это была небольшая группа охотников-тунгусов, кочевавшая ещё в эпоху раннего железа по обширным территориям Забайкалья. Впоследствии она обособилась, а когда достигла Охотского побережья, попала в географически обусловленную изоляцию. Здесь предки негидальцев осели, занялись рыбным промыслом, сохранив при этом свои хозяйственные и культурные традиции. Не потеряв родственных связей с эвенками, они вступили в контакт с местными аборигенами и к концу XVII и началу XVIII века сформировались как этнос.
Культура низовских негидальцев в большей степени ориентирована на общеамурскую традицию. Наиболее тесные контакты, вплоть до расселения в одних поселках, у низовских негидальцев прослеживается с нивхами, ульчами и нанайцами.У негидальцев, живущих в верховьях Амгуни, в хозяйстве большое значение имеет таежный охотничий промысел, они вели кочевой образ жизни. Орудия труда, транспорт (олений вьючно-верховой и нартенный, лыжи, лодки-берестянки), Одежда, чум, режимы питания, соответствуют эвенкийским.В результате взаимодействия с народами Нижнего Амура, в культуре низовых негидальцев присутствуют такие общеамурские черты, как преобладание в комплексном хозяйстве добычи проходной рыбы, экспедиционный способ промысла морского зверя на юге Охотского побережья, водный транспорт амурского типа, упряжное собаководство, широкое использование в одежде рыбьей кожи, наличие сезонных поселений и сходных с нивхами, ульчами и нанайцами жилых и хозяйственных построек.При взаимодействии с русскими, негидальцы демонстрируют аналогичное другим амурским народам, восприятие их культуры. Контактное расположение негидальской территории, между северными и южными тунгусами, определяло процесс формирования их культуры и в целом, открытость негидальцев к межэтническим контактам, что находит выражение в их достаточно распространенных браках с нивхами, ульчами и эвенками.